Визитка проекта


Информация об авторе проекта
ФИОАстафьева Елена Владимировна
Жукова Татьяна Анатольевна
Город, областьНижегородская область, г. Ветлуга
г. Обнинск Калужской область
Номер или название школыМуниципальное общеобразовательное учреждение Ветлужская школа №1, г. Ветлуги
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 13» г. Обнинска
Информация о проекте
Название проекта«Путешествие в страну Словарию»
Девиз, слоган, цитата
Словарь - твой друг, без него, как без рук.
Нет ничего сильнее слова. Менандр
Краткая аннотация
Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов является работа со словарями. При условии систематического использования на уроках словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, таким образом, повысить уровень их речевого развития.
Использование орфографического, этимологического, орфоэпического, толкового словаря не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения, окружающего мира стало необходимым. Важно на доступном объёме слов «открыть» детям, прежде всего сам факт: есть помощник, который позволяет решить возникшую проблему. Затем необходимо научить школьников пользоваться этим «помощником» и обеспечить накопление ими соответствующего опыта.
Если на ранних этапах обучения ребёнку не привита потребность обращаться к словарям, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то едва ли он станет полноценным пользователем всего существующего богатства словарей и сможет сам добывать необходимые знания. Вот почему давно стало понятным, что работа со словарями должна начинаться в начальных классах.
Предметная областьрусский язык
Межпредметные связилитературное чтение, ИЗО
Возраст участников 2 - 4 класс
Приблизительная продолжительность проекта28.09.2015 - 29.10.2015
Основа проекта
Образовательные стандартыСетевой учебный проект "Путешествие в страну Словарию" может быть реализован в рамках ФГОС второго поколения в предметной области "Русский язык". Вне зависимости от УМК в предмет "Русский язык" включены темы, соответствующие теме проекта и предусмотрена проектная деятельность по теме проекта.
Проект основан на межпредметных связях с учебными предметами: "Литературное чтение", "ИЗО".
Основная задачи проекта: организация практико-ориентированных заданий на основе работы с различными словарями с целью выработки потребности использования подобной литературы в своей деятельности.
Выполнение заданий проекта поможет формированию качеств, необходимые человеку XXI века.
Планируемые результаты обученияЛичностные:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и на циональной принадлежности;
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явление национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- желание умело пользоваться русским языком.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные УУД:
-использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрос лого), сбора, анализа информации;
- умение перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные дейст вия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познаватель ной и личностной рефлексии;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать речь других;
- умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
- знакомство со словарями различных типов;
- формирование представлений о том, какую информацию можно извлечь из словарей различных типов;
- формирование умений использования словарей различных типов для решения разнообразных лингвистических задач;
-освоение навыков безопасного поведения в сети Интернет;
-знакомство с некоторыми сервисами сети Интернет, используемыми во время проведения учебного проекта.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопросМожно ли уместить Вселенную в одном месте?
Проблемные вопросы учебной темы1. Как можно сохранить слово?
2. Почему некоторых людей называют - человек-словарь?
3. Сколько родственников у толкового словаря?
4. Можно ли перехитрить словарное слово?
Частные вопросы учебной темы1.1 Что такое словарь?
1.2 Какие словари бывают?
1.3 Как устроен словарь?
1.4 Что включает в себя словарная статья?
1.5 Существуют ли правила пользования словарём?

2.1 Кто составляет словари?
2.2 Может ли словарь прославить человека?

 3.1 Что такое лексика?
3.2 О чём может рассказать слово?
3.3 Какие словари помогают раскрывать тайны слов?

 4.1 Что такое словарное слово?
4.2 Почему пишем не так, как слышим?
4.3 Как запомнить сложное слово?
План оценивания
  • до проекта
  • стартовая презентация учителя; 
  • таблица ЗИУ;
  • бланк “Кем быть?”
  • в ходе проекта

  • таблица «Шаги к успеху»;
  • оценивание совместной деятельности;
  • бланки самоконтроля и взаимооценивания;
  • по окончании проекта

  • таблица «Шаги к успеху»;
  • оценивание совместной деятельности;
  • рефлексия по проекту (анкетирование координаторов и учеников) ;
  • “Экзамен в стране Словарии” (тест);
  • Эссе “Можно ли уместить Вселенную в одном месте?”;
  • бланки самоконтроля и взаимооценивания.
Описание методов оцениванияСтартовая презентация
Инструмент направлен на введение учащихся в проект. Ответив на проблемные вопросы, ребята переходят к планированию проекта и его реализации. На этом этапе ребята могут сформировать группы по интересам или выбрать себе роль.
Кем быть? (пример) (пример)
После введения в тему проекта, предложите ребятам РОЛИ в проекте. Ребята запишут свои фамилии в нужный столбик. Этот бланк повесьте в классном уголке.
Таблица ЗИУ (пример)
Таблица “ЗИУ” поможет ученикам познакомиться с темой проекта, выявить первоначальные знания и интересы. Таблица позволит на протяжении всего проекта отслеживать заинтересованность и мотивацию участников. Анализ таблицы в конце проекта позволит координатору определить эффективность участия детей в проекте.
Листы самооценивания работы команды (пример)
Целесообразно в рамках проекта проводить промежуточное оценивание навыков сотрудничества внутри команды. Заполняя Листы самооценки работы команды, участники определяют свои достижения или проблемы и вместе ищут пути решения. По итогам оценивания можно провести коллективное обсуждение на темы, связанные с важностью формирования и развития ключевых компетентностей XXI века.
Таблица продвижения команд «Шаги к успеху» Инструмент направлен на выявление успехов и проблем команды в целом. Предложенная таблица позволит провести оценивание деятельности команд в рамках проекта.
Листы самоконтроля и взаимооценивания:
станция “Детективная” , (пример);
станция “Лексическая” 4 класс, (пример);
станция “Лексическая” 3 класс, (пример);
станция “Словарная” (пример);
Оцениваем эссе

Для проектных продуктов разработана система критериев, которая позволит объективно и просто оценить выполненное задание. Учащиеся могут ориентироваться на эти критерии и баллы при подготовке заданий проекта, так же оценить работу другой команды. Интересно потом сравнить результаты своей самопроверки с оценкой организатора или другой команды.
“Экзамен в стране Словарии” (тест), (ответы)
Инструмент направлен на выявление умений, приобретённых за время проекта: умение искать информацию, умения пользоваться наработками проекта, понимать терминологию, делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
Рефлексия учащихся (ответы)
Обратная связь с участниками проекта. Очень важно узнать, что получилось у ребят и что нет. Этот вид коммуникации позволит выявить, получилось ли у автора проекта заинтересовать ребят, мотивировать на дальнейшее изучение этой темы.
Рефлексия координаторов (ответы)
Обратная связь с координаторами проекта, позволит выявить какие результаты достигнуты и над чем ещё стоит поработать. Данный вид рефлексии очень значим как для координатора - заставляет задуматься, что приобрёл он и дети за время проекта, так и для организатора - является ли проект действительно учебным и достигнуты ли все цели проекта.
Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки- первоначальные навыки работы на ПК;
- первоначальные навыки работы в Интернете;
- умение работать с текстом и книгой.
Учебные мероприятияПодготовительный этап
1. Подготовиться к проведению сетевого проекта: 14.09.15 - 28.09.15
  • Собрать все необходимые формы и разрешения - по использованию авторских материалов, разрешения от родителей и т.д; 
  • Обеспечить технические условия реализации проекта (ПК с выходом в Интернет, фотокамера); 
  • Подготовить все организационные, методические, дидактические материалы для проведения проекта; 
  • Изучить блог проекта;
2. Провести родительское собрание:
3. Выявить первоначальные знания по теме проекта:
  • Провести классный час «Погружение в проект». Демонстрация стартовой презентации;
  • Выявление команды, участницы проекта.
4. Подготовка к проектной деятельности в блоге проекта:

Основной этап
Этап 1. Станция “Детективная” 28.09.15 - 04. 10.15
Участники проекта ищут ответы на вопросы:
  • Как можно сохранить слово? 
  • Что такое словарь? 
  • Какие словари бывают? 
  • Как они устроены? 
  • Существуют ли правила пользования словарями?
Участники проекта отправляются на экскурсию в школьную и личную библиотеки и изучают подборки словарей. Выясняют какие словари существуют, их назначение.
Свою работу оформляют в виде Ментальной карты по инструкции организаторов. (пример, пример)
Сопровождающие материалы:
Этап 2. Станция “Историческая” 05.10.15 - 07.10.15
Участники проекта ищут ответы на вопросы:
  • Почему некоторых людей называют - человек-словарь? 
  • Кто составляет словари? 
  • Может ли словарь прославить человека? 
Этап посвящён авторам словарей. Особое место отводится юбиляру Ожегову С. И. Участники проекта изучают историю составления словарей, узнают о личностях их создателей. 
По результатам исследовательской деятельности ребята отвечают на вопросы викторины “Изучаем биографию юбиляра”. 
Сопровождающие материалы:
Этап 3. Станция “Лексическая ” 08.10.15 - 15.10.15
Участники проекта ищут ответы на вопросы:
  • Что такое лексика? 
  • О чём может рассказать слово? 
  • Какие словари помогают раскрывать тайны слов? 
  • О чём может рассказать слово? 
На этом этапе работа применён дифференцированный подход:
4 классы - По отрывку из литературного произведения составляют три вида словарей - орфографический, синонимический, толковый.
3 классы - Работают с текстом, в котором использованы фразеологические обороты. Их надо найти и объяснить значение.
2 класс - Работают с толковым словарем. Следует собрать группу слов на определённую тему и найти их толкование.

Сопровождающие материалы:
Этап 4. Станция “Словарная” 16.10.15 - 26.10.16
Участники проекта ищут ответы на вопросы:
  • Можно ли перехитрить словарное слово? 
  • Что такое словарное слово? 
  • Почему пишем не так, как слышим?
  • Как запомнить сложное слово? 
Участники проекта выступят сами в роли составителей словарей. Итогом работы будет являться совместные словари "Вселенная в одном месте" для 2, 3, 4 классов.
Сопровождающие материалы:
Шаблон для презентации (Атлас словарных слов);
Бланк самоконтроля;
Лист оценивания работы команды.
Создание облака слов в программе Imagechef (инструкция);
Создание ребусов rebus1.com (инструкция);
Форум, организованный в комментариях на странице этапа.

Заключительный этап 27.10.15 - 29.10.15
Подводим итоги проекта: 
Эссе “Как уместить Вселенную в одном месте”;
Экзамен в стране Словарии (тест).
Провести рефлексию среди всех участников проекта (детей и координаторов)
Проанализировать результаты работы команд;
Отправить сертификаты командные и личные.
Рефлексия организатора проекта.

Сопровождающие материалы:
Бланк “Пишем эссе” (пример) КП;
Лист самоконтроля (пример) КП ;
Анкета для юных путешественников (ответы) ;
Анкета для координаторов (ответы)
Наградные материалы от организаторов проекта.
Рефлексия авторов и организаторов проекта.

Продукты проектной деятельности детейМентальные карты "Умные книги" (встроены на страничках команд);
Атлас словарных слов "Вселенная в одном месте"
Форма проведения Путешествие
Правила для участниковВ путешествии ты не одинок.
Знаешь как - помоги, не знаешь спроси!
Читай внимательно предписания этапов.
Соблюдай правила путешественника: тише едешь, дальше будешь.
Найди в путешествии новых друзей!
По работе и награда!
Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материалаПроект учебный, поэтому необходимо вовлечь всех желающих учащихся. Желательно для проекта найти в классном уголке место для отслеживания продвижения команды в проекте. Контролировать обновление информации можно поручить таким детям. Более детально изучать инструкции. Давать задания на поиск информации в словарях или в Интернете (по способностям детей). Привлекать к оформительской деятельности. Выбирать задания по умениям
Ученик, для которого язык преподавания не роднойДля таких учеников прекрасная возможность расширить свой словарный запас. Координатор может к каждому этапу составлять дополнительные вопросы и более детально изучать инструкции с такими ребятами. Для написания выводов (например, эссе) продумать наводящие вопросы.
Одаренный ученикОдарённые ученики могут провести индивидуальные исследования. Могут изучить биографию, Ушинского, подробно изучить словари. Выполняя задания на станции “Лексической” могут предложить своё подобное задание. Самостоятельно сделать презентация для Атласа словарных слов со словом, которое не было выбрано.
Материалы и ресурсы, необходимые для проведения проекта
ОборудованиеКомпьютер(ы), принтер, сканер, другие типы интернет-соединений.
Программное обеспечениеПрограммы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты.
Материалы на печатной основеСловари, которые есть в наличии в школьной библиотеке. Учебник русского языка (УМК и автор не имеет значения)
Другие принадлежности, если необходимоИнструкция “Учимся вместе” (авт. Астафьева Е. В., Жукова Т. А.);
Инструкция по работе с сервисом SpiderScribe.net. (авт. Смирнова М. А).
Как работать с гугл-документами (авт. Астафьева Е. В., Жукова Т. А.)
Создание облака слов в программе Imagechef (инструкция);
Создание ребусов rebus1.com (инструкция)
Информационные источники в ИнтернетеБиография С. И. Ожегова (ссылка 1 ссылка 2)
Виртуальные словари
Толковый словарь
Толковый словарь В. И. Даля
Орфографический словарь
Словарь синонимов
Орфоэпический словарь
Словарь антонимов
Фразеологический словарь
Web-сервисыСервисы - Google, Imagechef , rebus1.com, SpiderScribe.net.
Организация взаимодействия с координаторами командФорум для координаторов проектов, Skype, личная переписка.
Примечания авторов проекта

Комментариев нет:

Отправить комментарий